Авиакомпания АэроГео
660118, г. Красноярск
ул. Урванцева, 10, оф. 367
Позывной Барнео
02.07.2015

О том, что на северах живут и работают особые люди, знает любой, родившийся в СССР. И пусть страна у нас теперь другая, пусть меньше стало полярных станций, поселков, да и народу на материк уехало немало, но жизнь в Арктике продолжается. Сегодня ее по-прежнему «делают» ученые, военные, моряки, состоятельные туристы и путешественники-экстремалы. А прокладывают им путь во льдах наши красноярские летчики из компании «АэроГео», которые уже второй год помогают Русскому Географическому обществу в организации высокоширотной экспедиции «Барнео». Своими впечатлениями о жизни на дрейфующей станции с редакцией поделился командир эскадрильи Виктор Ятин, начальник экспедиции «Север-2013».


Лагерь «Барнео» открывается в начале апреля и на целый месяц становится главным научным и туристическим центром в Арктике. На Барнео строится ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы с материка, здесь же базируются два вертолёта Ми-8, для полётов на Северный полюс и к точкам научных измерений.

В пути

Конец марта — апрель лучшее время для авиации в Арктике, да и вообще для какой-либо жизнедеятельности: лед еще крепкий, а погода уже хорошая, весенняя по здешним меркам. Но до льда и этой самой погоды еще нужно добраться. Перелет из Красноярска до будущего ледового аэродрома занял у нас в общей сложности почти сутки — 2 вертолета Ми-8 летели с посадками для дозаправки и ночевки в Игарке, Дудинке (там мы проходили пограничный контроль), Хатанге (где мы ждали погоды двое суток) и на архипелаге Северная Земля — на большом военном аэродроме. Я исполнял обязанности старшего авиационной группы, а значит должен был не только подготовить ее к экспедиции, но и возглавить перелет. Отчитываюсь — долетели хорошо, внештатных ситуаций не было. На Северной Земле мы вышли на связь с ИЛ-76, «забитым» топливом и техникой — экипаж ожидал нашего сигнала: «Нашли нужную льдину — сбрасывайте груз». И полетели дальше, искать место для ледового аэродрома — через 4 дня и несколько промежуточных точек оно было найдено. Первыми на лед десантировались трактора и топливо, и оба экипажа погрузились в работу: нужно было обустроить лагерь, расчистить взлетно-посадочную полосу.

На месте

Время развертывания лагеря зависит от погоды, — в 2012-м дул ледяной ветер, температура -40˚С, да и место под базу искали дольше. На этот раз нам повезло, мы даже часто без перчаток и балаклав работали — всего-то -22˚С при полном штиле. Уже 27 марта нашли льдину — в 50 км от полюса, 28-го нам сбросили груз, а 1 апреля все было готово к приему гостей. По сути «Барнео» начинают строить после того, как расчищена полоса. Первый рейс — технический — завозят все необходимое: палатки, обогреватели, продукты, оборудование, и как только база приобретает человеческий вид, прилетает комиссия принимать лагерь. А следующим самолетом — будущие обитатели базы: ученые, туристы. В общем, получается самая обитаемая точка в Арктике, порядка 250 человек за месяц. В лагере две кают-компании, камбуз, обогреваемые палатки, технические помещения, есть спутниковая связь.

В людях

На экипажах «АэроГео» лежит полное обеспечение всех групп, живущих и работающих на «Барнео», заброска туристов на полюс, технические рейсы. Работали с учеными, большинство из них — люди в возрасте, которые десятки лет изучают льды, океан, жизнедеятельность организмов в условиях высоких широт. Профессура со всего мира, аспиранты, стажеры, — мензурок у них было больше, чем в прошлом году. Туристов очень много, в первую очередь иностранцев, — у них огромный интерес к Арктике. Впрочем, и у наших тоже, правда, по карману такие путешествия не всем. Кто-то идет к полюсу на лыжах, кто-то на собаках, кто-то едет на «Емелях» — в этом году лед был более менее ровный, почти без торосов, хоть и тонкий, так мужики на этих самодельных колоссах за пять дней до полюса доехали! Часть групп мы забрасывали на макушку планеты на вертолетах. Заметил, что иностранцы многие зациклены на полюсе, носятся с GPS-ками и прямо с ума сходят от того, что полюс «блуждает». В прошлом году, когда от «Барнео» до полюса было 32 км, группа норвежцев пошли туда на лыжах, но дрейф был столь сильный, что каждую ночь их относило обратно. Мы их тогда эвакуировали, а этой весной смотрю, они снова тут, но уже в вертолет просятся. Вы бы видели, с каким восторгом они ставили в навигаторе точку: «Мы были!»

В коллективе

В 2012-м экипажи «АэроГео» впервые работали на «Барнео», погодные условия были сложные, и мы не знали, привлекут ли нас к обеспечению базы снова. Привлекли, а значит, работа наша понравилась. Я, если честно, вообще не думал, что снова вернусь в Арктику, было какое-то дежавю, ведь я начинал свою карьеру на севере в 90-х гг, здесь тогда был «проходной двор» — ученые, военные, туристы, вахтовики, вертолеты, самолеты, жизнь кипела! Уехал в 98-м, вернулся в 2012-м, и показалось, что машина времени сработала — там ничего не изменилось, к сожалению, конечно. Только людей стало меньше, полярные станции и службы обеспечения позакрывались. Мне это даже понравилось, очень спокойно, душой отдыхаешь. Что сказать про коллектив? Он был отличный, сработанный. Знаете, когда тебя окружает белое безмолвие, вызывающее приступы тоски, а круг людей, с которыми ты контактируешь, ограничен, очень важно не сорваться, сохранить хорошие отношения. Ведь здесь ничего друг от друга не скроешь, — в таких местах особенно остро проявляются все черты характера — и слабые, и сильные. В работе скучать некогда, а если выйти «на улицу» было нельзя, то старались занять чем-нибудь себя, я, как начальник экспедиции строго следил, чтобы никто не бездельничал. Было ли интересно? В первый раз — да, а во второй — это уже были обычные трудовые будни. Но мы и их старались превращать в необычные. Например, не просто слетать туда-то, а слетать на 160-й или на 180-й меридиан. В этом году мы большую часть времени находились в Западном полушарии на 159-м меридиане, а в прошлом, наоборот, в Восточном.

Про быт

В своем лагере (он стоял в стороне от основной базы) мы собрали отличную баню, шикарный бассейн в льдине выпилили, так что и самим было хорошо, и гостей встречать не стыдно. Саму станцию украсили в этом году ледяными скульптурами, флагами. Мишки? Нет, не приходили. Палатка у нас была большая с раскладушками, с капельной печью и тепловой пушкой, это все обеспечивает нам «Барнео», как и теплые спальники, и верхнюю одежду. Потестировать ее было интересно, но я по-прежнему остаюсь сторонником того, что нет ничего лучше унтов и собственных вещей, проверенных и привычных. Кислородные маски не использовали, хотя недостаток кислорода ощущался при физическом труде и при плохой погоде. Все «лечится» просто — не более часа работы на открытом воздухе, а потом отдыхать и греться.

О мыслях разных

Скучали по семьям, а больше вроде и не по чему было скучать. Здесь в городе я больше занят бумажной работой, а там все было в движении, никто не говорит что делать — свобода, но вместе с ней и ответственность. Связался с Центром вечером, доложил, мол, все в порядке и дальше работаешь, за своими смотришь, вокруг ведь иностранцы, не дай Бог опозорить компанию, край, страну… Улетать было хоть и жалко, но домой все равно тянуло. Помогли «Барнео» свернуть базу — последними оставили опустевшую льдину наши два вертолета. Только полоса флажками нам вслед махала, да и та скоро растает.

Про будущее

Раз в жизни, я уверен, там стоит побывать. Будущее российской энергетики, да и всей экономики, оно там — в Арктике. Наша задача, конечно, не навредить, но промышленное освоение рано или поздно начнется, и нужно успеть увидеть эту потрясающую нетронутую природу, этот мир, настолько отличный от того, в котором мы живем! Пусть даже и для того, чтобы хоть ненадолго почувствовать тоску белого безмолвия.

Журнал «Наводка туристу»
Записала Виктория Рефас
Фото из архива авиакомпании «АэроГео»