Газета «Эвенкийская жизнь» от 17 января 2014 г.
Эвенкийский муниципальный район (ЭМР) занимает 1/3 территории Красноярского края, при этом население района составляет лишь 16 тыс. человек (менее 1%), средняя плотность населения на 1 кв. км - 0,03 чел, населенные пункты разбросаны по всей территории района. Эвенкия относится к Крайнему Северу России, имеет резко континентальный климат (до 9 месяцев в году - суровая зима, характеризующаяся низкими температурами и высоким уровнем снежного покрова). Учитывая географические особенности и тяжелые климатические условия, обеспечение жизнедеятельности ЭМР без местных пассажирских авиаперевозок не представляется возможным. Также стоит отметить, что круглогодичного альтернативного вида сообщения, кроме авиации, между населенными пунктами Эвенкии нет. На сегодняшний день на территории Эвенкии существует Программа внутримуниципальных пассажирских авиаперевозок, охватывающая 23 населенных пункта, которая субсидируется из районного бюджета. Ежегодная сумма субсидии составляет не менее 140 млн. руб. Перевозка пассажиров по действующим маршрутам осуществляется преимущественно вертолетами типа Ми-8Т. Частота авиасообщения между населенными пунктами составляет не более 1-2 раз в неделю, а по некоторым маршрутам еще реже.
ООО «АэроГео» предлагает модернизировать существующую Программу внутримуниципальных пассажирских авиаперевозок с целью улучшения качества жизни населения ЭМР и сокращения затрат на субсидирование авиаперевозок. В своем Послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин особо подчеркнул, что «ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие и достижение стратегических целей. Например, таких, как подъем Сибири. Это национальный приоритет на весь 21 век и задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит и наши шаги должны быть нестандартны».
Для подъема ЭМР одним из приоритетных направлений является грамотное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры района, и это касается не только муниципальных авиаперевозок. Для изменения сложившейся ситуации, в частности, увеличения частоты полетов и снижения стоимости авиабилетов и развития транспортной инфраструктуры, необходимо решить две основные задачи:
1.Частичная замена вертолетов, выполняющих сегодня полеты по маршрутам программы, современными типами легких самолетов. Эксплуатационные затраты таких самолетов на 30% ниже, чем вертолета. Помимо этого, самолет имеет более высокую скорость полета, что снижает время авиаперевозки.
2.Восстановление, развитие и поддержание в надлежащем состоянии посадочных площадок, которые сегодня либо полностью перестали существовать, либо находятся в аварийном техническом состоянии. Значительный опыт и положительные результаты по наполнению парка воздушных судов современными типами легких самолетов и строительству и эксплуатации посадочных площадок на территории края имеет авиакомпания «АэроГео». В парке авиакомпании уже сегодня есть самолеты типа Cessna 208B Grand Caravan – это американский легкий одномоторный турбовинтовой самолет, способный перевозить 9 пассажиров на расстояние 1000 км с крейсерской скоростью 280 км/час (против 180 км/ч вертолета) и приспособленный для всесезонного использования на аэродромах любого типа (трава, гравий и неподготовленные площадки).
Авиакомпания «АэроГео» выполняет полеты на самолете Cessna 208B с 2010 года и располагает квалифицированным персоналом, собственным оборудованием, инструментом, опытом для его эксплуатации и проведения технического обслуживания и ремонта. Принимая во внимание кресельную емкость и технические характеристики данного самолета, можно смело говорить о способности самолета Cessna 208B обеспечить эффективное освоение программы местных пассажирских авиаперевозок на территории ЭМР.
Приступить к решению задачи по развитию и улучшению качества местных авиаперевозок на территории ЭМР возможно уже в 2014 году. Необходимо начинать ее с выполнения рейсов между районными центрами Тура, Байкит и Ванавара, поскольку в данных поселках имеются аэропорты, способные принимать самолеты вышеуказанного типа. Выполнение полетов между упомянутыми поселками позволит увеличить частоту полетов с двух до трех раз в неделю и даст возможность обеспечить экономию бюджетных средств, за счет более дешевой эксплуатационной стоимости самолета перед вертолетом, до 9 млн. руб. в год.
Соответственно экономия может быть направлена либо на снижение стоимости пассажирского билета или/и реконструкцию посадочных площадок. По мере реконструкции посадочных площадок, позволяющей осуществлять дальнейшее внедрение более экономичной и современной техники (самолета Cessna) на маршруты пассажирской программы, экономия бюджетных средств будет увеличиваться. При этом реконструкция посадочных площадок позволит в дальнейшем использовать их при реализации различных государственных программ по развитию региона и даст толчок экономического роста ЭМР, поскольку транспортное сообщение региона – одна из глобальнейших проблем района Крайнего Севера.
Кроме того, считаем возможным дополнить полеты на воздушном судне Cessna 208B самолетом Cessna T206H. Это американский пятиместный турбовинтовой самолет, способный осуществлять беспосадочный перелеты на расстояние до 900 км с крейсерской скоростью 230 км/ч. Данное воздушное судно способно повысить эффективность пассажирских авиаперевозок по маршрутам с низким пассажиропотоком, где на сегодняшний день полеты на вертолетах осуществляются не более 2 раз в месяц. Кресельная емкость и низкие эксплуатационные затраты самолета Cessna T206H позволят увеличить частоту авиасообщения, при этом снизив цену на билет и/или размер выделяемых субсидий.
На сегодняшний день в региональной авиации края сформировался определенный уровень потенциала, который уже в 2014 году может быть успешно реализован в осуществлении проекта по развитию местных пассажирских авиаперевозок на территории ЭМР:
- наличие авиакомпании, уже имеющей в составе своего воздушного парка современные самолеты (Cessna) и успешный опыт их использования, способные удовлетворить существующую потребность в авиаперевозках, при этом положительно повлиять на стоимость пассажирского билета и частоту авиасообщения;
- наличие маршрутов, по которым самолет уже в новом году может выполнять полеты и давать соответствующие результаты в виде экономии бюджетных средств. При проявлении интереса и поддержке органов исполнительной власти и районного Совета депутатов ЭМР по реализации предложенного ООО «АэроГео» проекта развития местных авиаперевозок на территории Эвенкийского муниципального района в 2014 году ООО «АэроГео» не исключает возможности проведения социальной политики авиакомпании на территории ЭМР по:
- поддержке социальной сферы и объектов инфраструктуры района;
- оказанию помощи в реконструкции посадочных площадок;
- созданию новых рабочих мест;
- подготовке и переподготовке пилотов и инженерно-технического персонала, проживающих на территории ЭМР, на новые типы воздушных судов, а также их трудоустройство.
В конце декабря 2013 года в Эвенкии состоялся отбор претендентов на право получения субсидий на осуществление пассажирских авиаперевозок по социально значимым маршрутам на территории ЭМР. В отборе принимали участие две авиакомпании – ГП КК «КрасАвиа» и ООО «АэроГео». Комиссия администрации Эвенкийского района большинством голосов приняла решение о заключении договора с ГП КК «КрасАвиа». Хочется выразить надежду, что в дальнейшем предложения ООО «АэроГео» будут востребованы в Эвенкии.
А.Г. Мамаев, генеральный директор ООО «АэроГео»